Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях!


В поисках самолета ИЛ-18В…

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня представляю вам отчёт о поисках самолета ИЛ-18В, упавшего 2 сентября 1964г. в районе села Ожидаево и ст. Перевал по старой железной дороге Холмск-Южно-Сахалинск, которые были проведены участниками клуба «Бриз» в 2012 году.

Сахалинский морякНе хотелось бы заниматься плагиатом, так как об этих поисках написало уже очень много в разных СМИ (например,  статья Сахалинского моряка от 18.10.2012г.). Но, так как, в последнее время наши читатели и люди, которых мы встречаем, интересуются этим самолётом, да и успех в поисках принадлежит участникам нашего клуба «Бриз», то было бы логично рассказать Вам об этом на страницах нашего сайта.

О самой истории поисков знают многие, а вот как зародилась эта мысль организовать поиски – мало кто знает.

А началось все с одного человека, фамилия которого даже не упоминалась до сих пор. Не знаю, каковы были причины данного интереса, но этот человек – зовут его Мартяхин Александр Михайлович, заинтересовался данной проблемой и пришел в  Холмскую районную библиотеку, чтобы разыскать информацию о самолете ИЛ-18В, с бортовым номером СССР-75531, который разбился в районе с. Ожидаево, Сахалинской области,  в официальных источниках написано, что район г. Уфа.

Губернские ведомостиСотрудник библиотеки Тамара Николаевна Соколова нашла и предоставила материал, который был опубликован в газете Губернские ведомости № 110 от 19 июня 2008г., а также познакомила Александра Михайловича с Юрием Петровичем Корженко. Но так, как это была зима, то поиски самолёта откладывались на неопределенное время.

Юрий Петрович Корженко обсуждал свои планы с клубом неоднократно, но надо сказать, что люди не очень-то верили в эту затею, считая ее пустой тратой времени. Ведь самолет до этого искали многие, и никому не удавалось его найти. Но Юрий Петрович не сдавался, он ходил в архив, в Управление ГО и ЧС в поисках информации по этому вопросу. Его в этих начинаниях поддержал только Леонтий Леонтьевич Сальников. Он и вспомнил о своих знакомых, которые жили как раз в с. Ожидаево. Это супружеская чета Кошевчук Владимир Мефодьевич и Клавдия Ивановна. Оказалось, что они не только знают о точном местонахождении самолета, но и принимали самое горячее участие в спасении выживших людей и эвакуации тел погибших.  Владимир Мефодьевич рассказал все об этой трагедии, которая случилась как раз на их глазах. Клавдия Ивановна увидела зарево пожара разбившегося ИЛ-18В, сказала мужу, и тот уже предпринял все действия, для спасения людей. Для ликвидации последствий были выделены 120 солдат-срочников. Сам Владимир Мефодьевич вынес на себе семь человек. Зрелище, конечно, было ужасное. Трупы висели прямо на деревьях, а также были разбросаны в округе, но не это так сильно потрясло этого человека, а случаи вандализма. Некоторые люди, несмотря на трагедию, занимались тем, что похищали вещи пассажиров, снимая очень ценные, даже с умерших.

Трупы людей погрузили в вагоны и отправили в Москву на экспертизу, а позже родственникам прислали их прах. Хорошо, что были люди, выжившие в этой катастрофе. Некоторые живут в Москве, а также под Одессой. К сожалению, пообщаться с ними не удалось.

И вот в октябре 2012 года, когда упала трава, был запланирован поход для поисков самолета ИЛ-18В.

Готовились к нему очень тщательно, заранее, т.к. у участников не было ни тени сомнения в удачном завершении поисков. Для увековечения памяти погибших решено было сделать крест. Почему крест? Ведь в 60-х годах было очень мало верующих, был советский режим и большинство людей были атеисты, но как говорится: «Все мы ходим под Богом…». И отпевание умерших издревле считается основной процедурой, вне зависимости от режима и политических взглядов. А ведь для советского режима вообще никакой процедуры не предусмотрено, за исключением минуты молчания. А церковь никогда не отказывает в подобных вещах независимо от того был ли человек верующим или нет, тем более если он умер не своей смертью. Наверное вот поэтому…  Хотя дискутировать на эту тему можно бесконечно.

И вот Юрий Петрович взялся за дело по изготовлению креста. Ведь надо было сделать так, чтобы крест не ржавел и не темнел от времени, да и размеры надо было соблюсти. По этому поводу он также «просветился» в специальной литературе. Крест Юрий Петрович сделал металлический, довольно высокий и тяжелый, а также покрасил его специальной краской на 2 раза.  Затем изготовил табличку, а Елена Исааковна Кирилаха сделала на ней надпись следующего содержания: «Вечная память погибшим в авиакатастрофе. В этой трагедии погибли 78 пассажиров, 9 членов экипажа 2 сентября 1964 года. Самолет ИЛ-18 выполнял рейс Москва-Южно-Сахалинск б/н 75531 Красноярского У.Г.А. Столкновение произошло с горой Уфа. Высота 600 м. От обледенения воздушного судна. Помним, скорбим. Июль 2012г.»

vagon ukazatel truba stena semafor razrushennye-zdaniya v-goru

И вот 8 октября 2012 года Юрий Петрович и Леонтий Леонтьевич отравились на поиски самолета Ил-18. Неизвестно по какой причине не пошел с ними в поход сам Мартяхин Александр Михайлович, но мы знаем, что он участвовал в последующих походах. Супруги Кошевчук подробно объяснили, как пройти к самолету. Ведь самолет находился не на горе Уфа, как было сказано в официальных источниках, а на горе Кировская, высотой 601 м по карте. Для самолета эта погрешность – сущие пустяки, а для поисковиков – людей идущих пешком – это значительное расстояние. Но Леонтий Леонтьевич Сальников отлично ориентируется на любой местности. По железной дороге нужно было пройти 13 км от станции Ожидаево. По пути встречается железнодорожный вагон, лежащий на боку, разобранные здания и старый семафор, неизвестно каким чудом там сохранившийся и стальной трап, спускающийся вниз в распадок. В распадке пришлось пересекать реку и подниматься по ручью в гору.

cherez-reku

Всю дорогу Юрий Петрович нес на себе крест, который необходимо было вкопать на месте трагедии. Сначала по пути попадались мелкие осколки самолета, потом более крупные.

oblomki1 oblomki oblomki2 oblomki3 oblomki4 oblomki5 oblomki6 oblomki7 oblomki8 oblomki9 ognetushitel ognetushitel1 propeller oblomki13 shassi oblomki10 oblomki11 oblomki12

Леонтий Леонтьевич и Юрий Петрович тщательно обследовали место катастрофы и сфотографировали все, что нашли, вкопали крест и почтили память погибших минутой молчания.

krest1 krest

Вернулись уже поздно, когда стемнело. Супруги Кошевчук очень волновались, что их долго нет. Район поисков – небезопасный.

Следующий свой поход Алексей Леонтьевич и Юрий Петрович организовывали уже с помощью Управления ГО и ЧС, с корреспондентами и даже родственниками выживших пассажиров (конечно, кого смогли найти).  В этот поход отправилась уже и половина клуба «Бриз». Также, пригласили  отца Сергия для проведения панихиды по погибшим. 20 октября 2012 года отправились на место катастрофы на двух машинах.

Транспорт иногда застревал по дороге, приходилось вытаскивать.

Так доехали до места спуска в распадок.

komanda

Для тех, кто собирается туда ехать совет: машины должны быть достаточно высокие, т.к. по пути смыты мосты и приходится пересекать реку вброд, да и по железнодорожному полотну в некоторых местах еще остались рельсы и шпалы. Кое-кто проезжал туда на квадрациклах, кто на велосипедах.

tropa
Не зарастет народная тропа…

krest

По распадку продолжили свой путь пешком до установленного креста.

Леонтий Леонтьевич обратился к собравшимся:

Отцом Сергием была проведена панихида по погибшим и сказаны слова напутствия присутствующим.

Корреспонденты брали интервью у родственников. На вопросы ответил Михаил из Южно-Сахалинска:

Через год также были организованы походы на место обломков самолета. Думаю, что они не последние  будут продолжены, тем более, что в этом году, в канун окончания Второй мировой войны исполняется ровно 50 лет со дня этой трагедии.

venok

Вечная память людям, погибшим в этой авиакатастрофе!

8 комментариев к “В поисках самолета ИЛ-18В…”

  1. Thumb up 4 Thumb down 0

    Большое спасибо за рассказ,фото и видео. Читала до этого в газете и Юрий Петрович писал, но здесь все так подобрано, будто сама побывала.Какие у нас в БРИЗе мужчины! Найти место крушения, сделать, донести и установить металлический крест, организовать такой «поход памяти» ,могут только они. Сколько знаю Юрия Петровича — у него не только золотые руки, но и душа. И друг ему под стать. Вот почитать бы о походе  на гору Лопатино ,где они были вдвоем.(Это я наглею) Еще раз огромнейшее спасибо и привет всем! *IN LOVE*

    1. Thumb up 1 Thumb down 0

      Спасибо, Зоя Федоровна! *KISSED* Петрович уже дал материал про Лопатина. Надо собраться  с мыслями… %)

  2. Thumb up 4 Thumb down 0

    Спасибо огромное за предоставленный репортаж! Дело очень нужное и полезное! Помнить о своих близких и знакомых ,очень даже надо! Тем более о местах где закончился их жизненный путь.Чтоб была возможность прийти на место трагедии, помянуть, поклонится,отдать дань памяти,погоревать .Здоровья всем и удачи! =) *ROSE*

  3. Thumb up 0 Thumb down 0

    Была со своими детками-ориентировщиками в походе на грязевой вулкан со станции ПЕРЕВАЛ 19.10 2014. Встретили группу, которая собиралась посетить останки самолёта. Если честно, ничего об этом не слышала! Теперь всё прочитала о трагедии и о Ваших поисках самолёта.
    Как можно попасть на место падения самолёта и место, где поставлен крест?
    Ребята из группы сказали, что со станции ПЕРЕВАЛ идти минут 40.

  4. Thumb up 1 Thumb down 0

    Здавствуйте уважаемый Леонтий! Совершенно случайно я нашла Ваше видео и рассказ о том как Вы и Ваш товарищ искали и нашли обломки самолёта ИЛ-18, который разбился 2 сентября 1964 год в районе села Ожидаево. Я дочь того самого флаг штурмана, который был на борту этого самолёта. Мне тогда было 7 лет и я пошла 2-й день в 1-й класс. Моему брату было 17 лет. Его вдова ( наша мама ) и мой брат живут в Москве. Маме не могу даже сказать, что видела место крушения и обломки. Она Это ещё раз не переживёт. Если у Вас будет возможность, пожалуйста, напишите мне свои координаты- телефон или скайп. Мой Скайп — elena.syrow Я нашла и написала Вам в Одноклассниках — Елена Сырова. Низкий Вам поклон и Вашим единомышленникам за Вашу доботу и неравнодушие к чужому горю. С глубочайшим поклоном Елена.

  5. Thumb up 0 Thumb down 0

    День добрый!
    А возможно ли найти трек или точку где он именно находиться?
    Хотели бы сходить в то место.
    Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye:  :good:  :rose:  :heart:  :negative:  :scratch:  :wacko:  :yahoo:  B-)  :-)  :whistle:  :yes:  :cry:  :mail:  :-(  :unsure:  ;-)