Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях!

ПОХОД НА ЯЗЕВОЕ ОЗЕРО

Для настоящего путешественника неизведанная, маленькая, затерянная в горах лужа представляет в сотни раз больший интерес, чем какая-нибудь «Тунайча», окруженная десятком дорог, людей и машин.

И вот, после долгих раздумий, примеряний по карте и прочих сомнений мы решились пойти на Язевое озеро. Надо сказать на карте оно выглядит весьма впечатляюще. Озеро как озеро. Правда находится далековато от населенных пунктов, но в этом и вся прелесть похода! Чем труднее, тем интереснее.

Выехали мы из Холмска рано утром, добрались до п. Шебунино, оставили там машину под присмотром и отправились по берегу моря в поход, полные ожиданий и надежд!

Вот так все начиналось

prohladno

Двинулись мы вдоль берега моря, пока была дорога (или что-то напоминающее дорогу). Сначала встречались интересные вещи: водопады, японский камень с иероглифами. Правда иероглифы почти стерлись, и чтобы их разглядеть приходится очень тщательно всматриваться.

Японский камень с иероглифами

porog

А потом пришлось идти по берегу. Надо сказать занятие не очень увлекательное! Ноги вязнут в песке, пейзаж один и тот же! Остров Монерон, который очень хорошо видно, как будто «путешествует» вместе с тобой. В общем складывается картина, что идешь ты на одном месте! Кажется, что до намеченной цели не доберешься никогда. Но это только впечатления. Ведь ноги идут, а значит и цель ближе.

Первая ночевка у нас была  на р. Обутонай. Место называется Перепутье. Когда-то была воинская часть, но сейчас остались только развалины. Даже дрова найти очень тяжело. Но после первого дня похода нам было все равно. Вообще, первый день любого похода — самый тяжелый. Во-первых,  рюкзак самый полный, во-вторых тело, после долгих сидений на работе, в машине и просто дома,  отказывается слушаться. Болит каждый сустав. И посещают такие мысли: «Зачем ты опять куда-то пошел? Сидел бы себе дома, в тепле…» и т.д.

Усталость
Вот так примерно выглядит усталость первого дня любого похода!

Перепутье находится примерно в 15 км от п. Шебунино, если по прямой. Там мы решили заночевать.  Место пустынное, вокруг ни души. Остров Монерон хорошо просматривается.

Перепутье

остров Монерон

Костер, палатка, тент — вот верные друзья отличного ужина и хорошей ночевки:

Стоянка

Ночь подкралась незаметно.

Закат

Ни о чем не думая мы погрузились во сны.  Надо сказать, что с утра нас ждал сюрприз возле палатки. Точнее сказать два сюрприза. На небе была огромная радуга!  А возле палатки нас ждал друг:

Собака -друг человека

четвероногий друг! Белая собака породы лайка. Надо сказать относилась она к нам так, как будто мы ее давно знали.

Позавтракать собака с нами не отказалась и вообще пыталась выудить в процессе похода побольше пищи для себя, попутно закапывая ее в песок.

Попрошайка

Второй день прошел  без всякого интереса. Обыкновенная рутинная хотьба по песку. Только собака — наш верный спутник — развлекала  нас во время перехода. Собаку мы окрестили Белкой и она охотно отзывалась на эту кличку. Как её звали на самом деле, мы, конечно, не знали. На берег выкинуло сивуча:

тюлень

Также попадались всякие железки:

Железо

Не обошлось и без привалов.

Привал

К вечеру мы добрались до р. Вольной и свернули с берега в распадок, который оказался обжитым. Там стояли построенные дома или дачи. В одной из таких построек «наша» собака признала свой собственный дом и оставила нас. Но мы особенно не расстроились, т.к. изначально провизию для нее не планировали. А покушать она никогда не отказывалась.

Итак мы на р. Вольная! По распадку идти гораздо приятнее, чем по берегу моря. Так что мы хоть и устали, но в то же время как-то воодушевились и пошли гораздо охотнее. Даже скорость прибавили. Вечерело, и нужно было найти место для ночлега.

Надо упомянуть, что р. Вольная делает небольшой крюк в 2,5 км. Мы решили сократить путь по правому ручью. Так  мы экономили время. По пути нам попалось шикарное место для стоянки. На возвышенности, внизу – ручей с чистой водой. Здесь и разбили «лагерь». В лесу гораздо уютнее ночевать, чем на берегу моря. Дров много, вода прозрачная, площадка – специально под палатку с костром.  Место оказалось самое комфортное  из всех стоянок этого похода. Когда шли в обратный путь, то с нетерпением спешили к этому месту и радовались ему, как старому другу!

стоянка

Следующий переход к истокам р. Вольной занял весь третий день пути. Встали рано, позавтракали, собрались и пустились в путь. Сократили маршрут по ручью, поднялись на хребет, забирая влево и спустились с перевала в районе притока Пучковка.

perevalchik
перевальчик

Далее весь отрезок пути продолжался по р. Вольная ур. Угольное. Распадок оказался пустым. Даже пения птиц не слышно. И вдруг, на дереве увидели… медвежью морду! Очень занятно выросло дерево. Морда как настоящая! Кричим: «Медведь! Медведь!» Один турист подумал, что правда медведь, испугался. А оказалась маска – медвежья морда. Было очень весело!

медвежья морда
медвежья морда на дереве

Остаток пути прошел без приключений. Только к вечеру стали попадаться пороги маленькие и большие, что говорило о том, что исток реки уже близко.

пороги

цель близка
Истоки р. Вольной

На стоянку встали в узком месте. Едва хватило палатку поставить у самого ручья.  Для троих было тесновато. Но, как известно, в тесноте – не в обиде!

(Хочу сразу извиниться за плохое качество видео, был старый фотоаппарат)

стоянка

Над нами с громким криком пролетела стая гусей, меняя наши края на теплые страны. Заснули мы с надеждой, что завтра увидим Язевое озеро – венец нашего путешествия!

стая гусей

Утро выдалось холодное, но теплое солнышко, поднимаясь из-за гор, постепенно согревало землю, воздух и нас.

И вот, с большим энтузиазмом мы полезли на гору. Даже бамбук, который становился все гуще и непроходимее по мере подъема, мало смущал нас. Ведь, там за хребтом, мы наконец-то увидим озеро, и всем мучениям конец! С такими мыслями мы продолжали подъем и, когда влезли на хребет, то ничего не могли разглядеть из-за толстого непролазного бамбука!

первые слезы

«Это ничего! – решили мы – вот спустимся и увидим озеро. На спуск тоже пришлось потратить много сил, энергии и времени. И вот спустились. Если смотреть по карте, как нарисована эта река (кстати, она безымянная), то вышли мы на самую ее середину и попали в сухое русло!   Двигались по руслу до тех пор, пока путь нам не преградил смятый в непроходимый клубок бамбук. Кое-как выбрались из этой кутерьмы. Мы решили, что это русло пересохло, а рабочее русло где-то рядом. Местность была сплошь застлана крупным высоким бамбуком, толщиной в палец. Даже поднявшись на цыпочки ничего нельзя было разглядеть.

путь на Язевое озеро

Просто широкое море бамбука! Приходилось ориентироваться по компасу и карте в какую сторону нам двигаться.  Стали мы искать русло с водой. Переходили с одной стороны долины в другую. Те, кто бывал на г. Шпанберг поймет меня. Но, хочу отметить, что на Шпанберге добираться до озер гораздо легче. Там можно подныривать под бамбук и двигаться потихоньку. А здесь такая техника не прошла. Под этот бамбук невозможно поднырнуть, потому что он сплетен «мертвыми петлями», попадая в которую выбраться без помощи товарища не можешь. Пришлось менять тактику. Если кто, решиться туда пойти, то советую действовать именно так. Этот бамбук можно «брать» с хорошего разгона, укладывать его, забираться, укладывать заново, опять забираться и т.д. Притом идти надо цепочкой. Чтобы те люди, которые идут сзади не отставали ни на шаг. Так как если бамбук распрямиться, то уложить его заново очень тяжело. Приходиться тратить силы, которые итак на исходе. И еще людям надо периодически меняться. Нас было трое. Мы сменяли друг друга по очереди. Когда не было сил – отдыхали прямо  в бамбуке. Воды не было ни капли! даже маленького ручейка, чтобы промочить горло. Об обеде и говорить нечего. Ни капли воды, ни костер не развести. Ведь так можно сжечь пол тайги! На одной окраине нашли чернику. Перемешали ее со сгущенкой, чтобы подкрепить силы.

сгущенка с черникой

После такой еды – пить захотелось еще сильнее. Когда же мы дойдем до озера?  Его так и не было видно!  Долина делает зигзаги. И ни с одного места воды не видать. Чтобы разглядеть русло один наш товарищ регулярно залезал на деревья на краю долины. Но реки не было. Вернее была! Громадная широкая река непроходимого бамбука! Над нами в небе летали только орланы.

орлан

Больше никаких птиц или зверей. Весь маршрут продолжался «на ощупь». По карте нам надо было пройти до озера 3 км. Всего – ничего! Но сколько времени мы шли эти 3 км! Мы потратили на эту дорогу 8 часов! Никогда мы не преодолевали такое маленькое расстояние с такой черепашьей скоростью! Но вот бамбук начал редеть и высота его уменьшалась с каждым шагом. Стала появляться трава. Ура! Наша цель совсем рядом. Но что-то воды так и не видать… И вот нам открылась широкая равнина, с мелкой травкой, оканчивающаяся плотиной, площадью 150 х 300м. А где же озеро? Если читатель помнит предыдущую статью, там я указывалось, что поход на Язевое озеро был смешной. Вот в этом и заключался весь смех! Озера то на самом деле нет. Вернее оно бывает только весной, когда тают снега, а летом вся вода уходит.  Вместо озера мы увидели три болотины. В одной из них недавно «купался» медведь. В другой, тут же искупался наш турист, а с третьей мы потом брали воду для питья. Вода мутная как с любого болота, но другой воды там нет. Ни одного ручейка или родника! Так, что река, которая нарисована на карте, являясь истоком р. Найчи – ничто иное как сухое русло, наполняющееся только весной.

Язевое озеро

Никаких следов прибытия человека мы не обнаружили, ни костровища, ни мусора (который так любят оставлять наши туристы) – ничего! Только следы медведя и орланов, которые спускаются напиться из этой болотины. Других зверей и птиц тоже нет. Вот такое оказалось Язевое озеро, так красиво нарисованное на карте. В первую минуту мы подумали, что столько шли и все зря, а вторая мысль была: «Как же нам отсюда выбираться?»

Долина окружена со всех сторон холмами, заросшими бамбуком. Сначала было желание идти дальше, через плотину, до какой-нибудь реки и выйти на восточное побережье этого края острова Сахалина. Но, подумав, все же решили возвращаться тем же путем, хотя сознавали, что идти будет еще труднее. Обратно бамбук растет навстречу. Оставив эти мрачные мысли мы решили готовиться к ночлегу, так как были очень голодны, хотели пить и просто смертельно устали.

Стоянка на Язевом озере
стоянка на Язевом озере

Утро выдалось пасмурное. Начал моросить дождь. Мы выпили чаю из коричневого болота и решили немного отдохнуть и двинуться домой. Сначала шли обсуждения как же всё-таки это сделать. Так не хотелось идти обратно по встречному бамбуку. Но, когда проанализировали все возможные пути, то решили идти так как пришли. Пока мы «рядились», дождь начал усиливаться. Вот мы уже одели дождевики. Вот они нам перестали помогать. Вскоре наши головы стали покрывать вкладыши. Вода лилась ручьем. Мы боялись «потерять» наш костер. Надо признаться, что в этом месте дров не очень много, и чтобы их добыть следует подниматься на сопочки по тому же бамбуку. Костер мы закрывали собой.  С большим трудом нам удавалось его сохранять. Тогда один турист предложил такой выход: кинуть монетку «на хорошую погоду» в одну из болотин. Все дружно согласились. Вопрос встал сколько кинуть? Стали рыскать по карманам. Нашлось даже 25 центов. После долгих споров решили все-таки центы не кидать, а бросить наши 50 копеек. Так и сделали. Не прошло и получаса после этой процедуры, как ливень усилился так, что мы друг друга еле видели находясь рядом. Стало еще холоднее и пошел град. Но не обычный мелкий, а крупный. Уйти в палатку мы не могли – надо было беречь костер – единственный источник тепла! Стоять под градом было очень неприятно. Град больно стучал нас по голове, лицу, спине и другим частям тела. Мужчины отпустили меня в палатку, а сами остались защищать костер от непогоды. Погода бушевала долго. Мы все промокли насквозь и наши вещи тоже были мокрые.

костер спасен

Решили, что пока не распогодится – никуда не пойдем. Но вот вопрос – распогодится ли вообще? Продукты у нас еще были. Мы сильно не беспокоились, но оставаться надолго здесь тоже не хотелось. Только к вечеру дождь стал утихать. Мы старались просушиться как могли, ведь спать надо было лечь сухими.

сушка белья

Ночью были заморозки. Мужчины поднимались за дровами снова и снова. С бамбука стекала вода и заливалась в болотные сапоги. Создавалось впечатление, что мы переходили реку «по уши» в воде. Дождь прекратился только ночью. А наутро на нашем тенте, который закрывал палатку было столько снега, что нам не пришлось больше пить и готовить из мутного болота. У нас была кристально чистая вода из снега.

град

Утром появилось первое солнышко! Ура!

долгожданное солнце
Долгожданное солнце

Мы подкрепились, собрали лагерь и пошли в обратный путь.

Стоянка
сборы
прощай Язевое озеро
Прощай, Язевое озеро!

Дорога, конечно же, лучше не стала. Теперь бамбук рос нам навстречу, приходилось укладывать его в стороны, напрыгивать, укладывать новый и т.д.

обратный путь

Шли мы опять целый день несчастных эти 3 км. Через каждые 15 мин падали, лежали, восстанавливая силы – и снова вперед!

где мы
где мы?
в бамбуке

Под конец все уже так вымотались, что запели песню из фильма «Белорусский вокзал»:…»И значит нам нужна одна победа – одна на всех – мы за ценой не постоим!» Да, действительно, победа над природой, над бамбуком, над подъемом по бамбуку нам была очень нужна.

бамбук
бамбук выше человеческого роста

Порой казалось, что мы никогда не выберемся из этой долины. Правда, возвращаясь обратно, мы увидели нечто вроде стрелы. Два холма сходились вместе образуя лощину. По ней мы и перевалили хребет.

где перевал
где перевал?

Как мы обрадовались нашему ручью!

перевалили хребет

Но в том узком месте решили не тормозиться а спустились пониже и там разбили лагерь.

стоянка

Друг на друга было страшно смотреть! Все лица были побиты проклятущим бамбуком, не говоря уже про остальные части тела. Все было в синяках. Но мы были счастливы и довольны. Все таки мы добрались до Язевого озера, хоть там его и не оказалось. Но отрицательный результат – тоже результат! Зато мы это увидели собственными глазами, а не терялись в догадках, как это было раньше.

Влад

Проспали мы ночь «без задних ног».  Утром двинулись в обратный путь.  Шли мы все под впечатлением проведенных дней.  Тут мы случайно натолкнулись на японские чаны и еще на озеро. Когда шли туда мы его не видели…

тазик
Вот такой тазик!
японские чаны
озеро
озерцо

Подошли к притоку Пучковка, забрались на хребет и добежали до нашей стоянки, которая нам полюбилась еще в первый раз.

костер
завтрак

В этом распадке было теплее всего. Нам хорошо спалось, а утром мы устроили «баню».Согрели чистой воды из ручья и помылись.

баня
«баня»
после бани
после «бани»

Жить хотелось заново. С воодушевлением мы тронулись в путь, попрощавшись с гостеприимным распадком и вскоре вышли на берег моря. Провизия наша к этому времени подошла к концу. А так как распадок по р. Вольной оказался пустым  — дичи в нем не было, а и рыбы в реке не водилось, то запасы было пополнить нечем. Днем очень проголодались. Идти было еще очень далеко, а есть нечего.Пришлось нам на обед подстрелить себе… кого бы вы думали? Чайку!

приготовление чайки

после чайки

Сняли шкуру вместе с перьями и зажарили ее со специями. Съели мы ее очень быстро, но как вспоминаю об этом, то до сих пор в горле неприятный осадок. После этой еды я еще две недели страдала изжогой.

Скорей домой
Скорей домой!

Ночевать на берегу нам больше не хотелось. К тому же без провизии провести еще один день было очень утомительно. Поэтому домой мы бежали как сайгаки и расстояние в 30 км покрыли за оставшийся день. Часам к 12 ночи мы, наконец-то вышли к п. Шебунино. Уже на выходе нам попалась лиса, которая испугалась нас и побежала на гору. Нам было, конечно, не до нее. Мы забрали машину и среди ночи приехали домой усталые, но счастливые!

Никогда мне не забыть этот поход! :)

обратный путь
остался в памяти навсегда

5 комментариев к “ПОХОД НА ЯЗЕВОЕ ОЗЕРО”

1. Thumb up 1 Thumb down 0

Как-то года 1,5 назад прочитал на yandex повествование о походе на ЯЗЕВОЕ ОЗЕРО. Упорный путешественник, МОЛОДЕЦ ! Три раза ходить одним маршрутом . Наверное до сих пор зудит досада. А тут на днях прочитал про (смешной) поход на ЯЗЕВОЕ . Просто на одном дыхании. МОЛОДЦЫ ребята!!! Разгадали загадку ЯЗЕВОГО ОЗЕРА. Пришлось им попотеть. Ну хоть на душе не зудит! УДАЧИ В НОВЫХ ПОХОДАХ!!!

2. Thumb up 1 Thumb down 0

замечательная природа, отличная статья, много фотографий, никогда на озере этом не была, но сразу захотелось побывать и получить массу ярких впечатлений :)

1. Thumb up 1 Thumb down 0

Спасибо за комментарий, Катрин! Может сходим:)), хотя я туда больше не хочу, только если на лыжах!