Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях!


ПОХОД НА МЫС КРИЛЬОН ОДНОГО ТУРИСТА. Записки путешественника

Автор: Владислав Кот

Часть 1

карта

  • —     А я недавно путешествовал… — сказал мне при встрече один из моих знакомых.
  • —      Как, интересно? – спросил я.
  • —      Ну, сначала я летел самолетом туда-то…, потом нас везли на автобусе…, потом на катере… и обратно самолетом…
  • —      Послушай, — сказал я, — слово «путешествие» состоит из двух слов: «путь» и «шествие», то есть путь, пройденный пешком. А ты сначала летел, потом ехал, потом плыл, жил в отеле и питался в ресторанах. Ну и какое же это путешествие?

Еще большим абсурдом звучат слова: «Я люблю путешествовать на машине!» – это в смысле как? Залезаешь на машину и ходишь пешком по крыше что ли?

По правде сказать, раньше я тоже не представлял себе отдыха без машины. Забирался на автомобиле в самые непролазные места. Примерно так же, как наши холмские «джиперы», буксовал в песках, тонул в болотах, домкратил автомобиль под водой, выкручивал свечи накала и  выгонял воду из залитого дизеля посреди реки. Иногда приходилось снимать дифференциал и «пихать» туда болты, чтобы гребло оба колеса. Цеплял веревки межу сдвоенных колес, привязывал второй конец за деревья, машина вытаскивала сама себя, как на лебедке. Разрезал буксир на куски, нанизывал на них большие гайки, обвязывал вокруг колес и выезжал, как на гусеницах. Разгонялся и перелетал речку с высокого берега на более низкий, после чего выпрямлял «крылья» и «морду». Иногда, чтобы проехать каких-нибудь 100 метров приходилось целый день пилить и таскать бревна, и все это усложнялось тем, что машинами моими были не полноприводные джипы, а большие многоместные заднеприводные автобусы.

Весь этот, как мне казалось, экстрим продолжался достаточно долго, но однажды в 2003 году мне посчастливилось сходить в пеший поход, в район горы Шпанберг (на некоторых картах Спамберг, прим. автора). Это был настоящий экстрим! Все мои прошлые приключения просто померкли.

Пеший поход – это тяжелые перевалы, непролазные бамбуковые долины, скользкие пороги, отвесные скалы и водопады, опасные болота и постоянное соседство с медведем, полное отсутствие связи, аптек, магазинов, жилья, транспорта и дорог, холод и жара, ливневые дожди и ледяные броды, непроходимые заросли и тучи комаров, места, где борьба за выживание не прекращается круглые сутки.

У человека, преодолевающего все эти трудности, крепнут мышцы и сила духа, его покидают практически все болезни, и он заражается огромной энергетикой.

Шум воды, шелест ветра, пение птиц, треск костра, волшебные воды горных озер, чистейшие ручьи, настоянный на цветущих травах бодрящий воздух, что может быть ценнее и прекраснее всего этого?

Самое тяжелое и сложное дело во всем походе – это собраться  и выйти из дома!  Как часто слушая рассказы о моих путешествиях, многие люди говорили мне: «Ну, все! Следующим летом обязательно пойдем вместе! Ты только нам позвони!»

И вот, подходит время, я набираю номер телефона и слышу примерно следующее: «Понимаешь, я бы с удовольствием, но у меня сейчас …ремонт; …а у меня переезд; …я делаю документы, …а меня вызвали на работу…» и так далее: больницы, деньги, семейные заботы, родственники и прочее, и прочее.

Современному человеку, даже при большом желании, вырваться из этого круга проблем чрезвычайно сложно. Очень часто, чтобы это сделать, приходится «плюнуть» и  просто «закрыть на все глаза». И если, хотя бы  один раз в год, Вам удается это сделать, я Вас поздравляю! В этой жизни Вам здорово повезло!

К лету 2008 года в  моей голове поселились две «великие» идеи. Первая заключалась в том, чтобы избавиться от толстого живота, который я наел за зиму, а во-вторых, до этого времени я еще ни разу не был  на Крильоне (мыс Крильон располагается на южной конечности о. Сахалин. прим. автора), причем интересен мне был не сам мыс, а полностью все побережье, начиная от Урюма и кончая пос. Шебунино.

Сложность этого перехода обуславливалась тремя факторами:

  1. Пройти в одиночку.
  2. Пройти по незнакомому маршруту (что ждало меня впереди, я совершенно не представлял).
  3. Пройти без съестных припасов (уж очень не нравился мне мой живот)!

Дальнейшее повествование я буду излагать на основе записей, сделанных мною в пути.

Среда, 2 июля.

Урюм
Урюм летом

Спасибо, товарищу  — подвез до самого Урюма и даже перевез на другой берег. Интересно, что мы проехали через реку на легковой машине, а я пытался перейти ее в мае, в полноводье. Ширина была метров сто, и глубина – с головой. Как только не изощрялся: искал броды, поднимался вверх по течению, бесполезно, так и не перешел: глубина, ледяная вода и быстрое течение. И как бы добирался до Крильона, когда по пути таких штук десять?

Урюм весной
р. Урюм в мае

За Урюмом дорога кончилась. Дальше начинается широкий песчаный берег, отвесные невысокие скалы и много мелких водопадов.

нчало пути
начало пути

скалы

Погода великолепная, море «шепчет», живописное далеко просматривающееся побережье, за весь день – ни одного комара!

скала динозавр
Скала-Динозавр

распадок

На песке много сухих дров. В этот раз иду с новым рюкзаком, очень удобный – жесткая спинка, широкие лямки и пояс, веса в 20 кг почти не чувствую.

рюкзак
Рюкзак

Через 15 км ходьбы по песку разболелись ступни и между ног все натер. Остановился на привал, намазался «спасателем», — помогает. Места здесь еще пока достаточно обжитые, через каждые  2 км поставлены рыболовецкие станы. Иногда проезжают джипы. Не доходя несколько километров до р. Ульяновки, под одним из водопадов, стояла большая машина: полноприводный «Урал». В кузове у него находилась огромная, тонны на четыре  металлическая канистра, и речка, падая сверху, попадала прямо в эту емкость. Немного посмотрев, я пошел дальше. Через некоторое время догоняет меня этот «Урал», вылезает с кабины экзотического вида водитель, какой-то метис и предлагает подвезти.

                — Сейчас, — говорит – начался прилив, и тебе 5 км придется идти по воде или обходить по сопкам, так что садись!

Конечно, прилив меня не испугал, но у этого метиса было такое добродушное и желающее помочь мне лицо, что я, не подумав, согласился. В кабине у него уже было два пассажира, поэтому мне ничего не оставалось делать, как залезть в кузов.

Как он выдал этому Уралу под 40 км/ч! Для ровной дороги  эта скорость, конечно, не большая, но мы мчались прямо по морю, по подводным камням, и это была не езда, а бешеные скáчки! Теперь, представьте следующую картину: кузов самодельный, высота борта 25 сантиметров, между кузовом и кабиной установлена самодельная кран-балка, высотой – в одном метре от пола, — и все это движется! Машина скачет, в полуметре от головы мотается балка, и, главное, эта емкость с водой прыгает по всему кузову. Кроме того, на каждой кочке, из нее вылетает фонтан воды и приземляется мне на голову. Я к полу прижался, боюсь шевельнуться, чтобы не вывалиться, и всю дорогу молился, чтобы не встретиться с канистрой вплотную. Когда мы, наконец, приехали, и я вылез, водитель спросил:

  • А почему ты такой мокрый?
  • — Слушай! – ответил я ему, — то, что я мокрый – это все ерунда, а вот то, что я живой – это настоящее чудо!
  • — Почему? – не понял он.
  • — Потому, что если ты хоть немного бы притормозил, то эта «бешеная коробка» с водой раздавила бы меня в лепешку!
  • — Ну что ты, что ты, я же не дурак!
  • — Верю, верю. На  то, что Вы умный, я рассчитывал всю дорогу! – ответил я ему, после чего, хватанув адреналина и поблагодарив своего «спасителя», я отправился дальше.

Перешел Ульяновку.

устье ульяновки
Устье Ульяновки

лес к воде

Все чаще попадаются медвежьи следы. Скоро стемнеет. Ищу место для стоянки. На ночевку остановился на берегу моря под обрывом, думаю, что если ночью придёт «мишак», то с обрыва он не спрыгнет, и из моря не выйдет, а в стороны берег просматривается достаточно далеко. Вечером было очень тепло, палатку не ставил, развел костер, вскипятил воды. Из продуктов у меня только заварка, так что готовить ничего не надо. Расстелил коврик, попил чайку и улегся. Живот еще толстый.

Со временем, после многих путешествий, я заметил за собой способность чувствовать приближение зверя, даже если  это маленькая мышка, поэтому, зная, что в случае чего проснусь, ложусь спать достаточно спокойно.

Было уже за полночь, когда я вдруг резко проснулся. Смотрю, в метрах пятидесяти от меня светятся чьи-то глаза. Что это за зверь, в темноте сразу не разберешь, поэтому потихоньку беру нож, снимаю с фальшфейера крышку, быстро поднимаюсь и зажигаю фонарь. Оказалось, это был енот, вернее енотовидная собака. С одной стороны енот меня опасался, с другой ему надо было пройти вдоль берега.  Между мной и кромкой воды, расстояние метра четыре. И что эта собака делает? Разгоняется и летит поближе к воде. Пронесшись мимо, останавливается и смотрит: не бегу ли я за ней? И, самое интересное,  этот енот так полночи бегал туда-сюда, наверное, он меня пугал!?

 

енот
Енотовидная собака

3 июля, четверг

восход
Восход

Счастье – это стульчик и костер! Первый раз взял с собой складной стульчик. В походе эти вещи приобретают огромную ценность  — не надо стоять, лежать, ползать на коленках, таскать неудобные бревна, — разделся, искупался, присел на стульчик возле костра – красота!

Утром, снявшись со своей стоянки, минут через десять я вышел к реке  Кура. Оказывается, она была совсем рядом. В низовьях Кура имеет широкое русло и тихое спокойное течение, и в устье заканчивается небольшим озером.

кура
р. Кура
кура
Кура

 

кура пейзаж
Кура

Вокруг великолепные пейзажи. Если вчера море «шептало», то сегодня оно просто «молчит». Кругом идеальная тишь и гладь. Время еще только 9:00 ч, а солнце уже жарит вовсю. Часа два купался и загорал голышом, вокруг ни души.

купание

Часов в 11 тронулся в путь, идти становится все тяжелее, жара, ноги в песке вязнут. Перед глазами одна и та же картина – уходящий вдаль берег, кажется, как будто стоишь на месте.

Рыбацкий стан
Рыбацкий стан

устье медведевки

Кроме того, вспоминаю разные вкусные блюда, начинается голодный кризис. За одним из мысов услышал сильный рев. Что же там такое? Битва медведей что ли? Обогнув мыс, я увидел сивучей. Они лежали на мелководье и орали, ревели, рычали на все голоса.

сивучи
сивучи

От жары и голода голова не работает совсем: остановился на привал, развел огонь, а воды-то по близости нет!

«Поздравляю тебя Шарик,» — сказал я себе: «Ты балбес!». Пришлось лезть в заросли! Нашел там какую-то болотину и нацедил мутной воды. На берегу было много цветущего шиповника, насобирал цветочков и запарил в кипятке.

дудка

Часам к 17:00  подошел к Найче. Очень красивая река, в устье заканчивается быстрым течением и небольшими порогами.

найча
р. Найча

Недалеко несколько целых, но абсолютно пустых домиков. Вокруг множество медвежьих следов. Вообще, с каждым километром их все больше и больше. В некоторых местах берег истоптан в несколько рядов.

К вечеру добрался до реки Могучи. В устье находится большой рыбацкий стан. Несколько капитальных строений, много лодок и сетей. По берегу гуляет лошадь.

божок
Идол
дары
Дары

 

часовня
Часовня
Могучи
Могучи
Рыб стан Могучи
Рыбацкий стан

На близлежащем холме построена бревенчатая часовня. Внизу стоит деревянный идол, наподобие тех, которые ставят нивхи. Пройдя еще с километр, остановился на следующем ручье на ночевку. Место, которое я выбирал, было когда-то маленьким станом. В распадочке стоял сгнивший домик, на берегу лежало небольшое судно, но главное, что привлекло мое внимание, это был  полуистлевший ГАЗ-66.

место где я ночевал
Судно
маленький домик
Домик

От самой машины почти ничего не осталось, но будка была  более менее целая. Опасаясь медведей, я решил приспособить эту будку под ночлег. Сначала нарвал полыни и прибрался внутри, повымел и повыкидывал весь мусор, насобирал ржавых гвоздей и заколотил дыры в бортах. Дыры в крыше накрыл полиэтиленом. Дверь валялась на берегу. Я поднял ее и закрепил на место, после чего закрылся изнутри и лег стать. Ночью пошел дождь, и крыша немного потекла, но в целом ночевка была теплой и спокойной.

 4 июля, пятница

Всю ночь и утро поливал дождь. Стоит плотный туман, вокруг сыро и неуютно, и, в то же время, внутри какое-то радостное предчувствие, предчувствие открытий и приключений!

Начинаются совершенно безлюдные места. Дальше нет ни дорог, ни даже прохода по берегу. Впереди мыс Канабеева – отвесные, уходящие под воду, скалы, протяженностью в полтора километра и высотой в 150 метров над уровнем моря.

мыс Канабеева издалека
Впереди Мыс Канабеева

Подойдя к мысу вплотную, я стал прикидывать, каким образом мне его обойти. По карте получалось, что южный скалистый склон хребта тянется вдоль моря, а вдоль северного склона протекает ручей, возле которого я находился. Изначально, я думал подняться вверх по ручью, перевалить хребет и спуститься на речку Птичья, которая вытекала с южной стороны мыса, но спустившись в ручей и пройдя по нему метров сто, от этой затеи пришлось отказаться, потому, как все русло и вся долина ручья были покрыты плотным «ковром» двухметровой крапивы. В результате решил выбираться на хребет сразу, а там уже посмотреть по обстоятельствам. Поднимаясь по крутому бамбуковому склону, я стал понимать, что предыдущие два дня пути были лишь легкой разминкой, потому как приходилось распутывать и раздвигать «бамбучину» буквально для каждого шага.

скалы сверху
Мыс Канабеева сверху
вид с хребта
вид с хребта

Часа через два выбравшись на хребет, увидел там пару непонятных вещей: вырытые поперек хребта глубокие траншеи, а на одной из берез был намотан толстый корабельный канат.

Прежде чем спускаться, мне нужно было пройти по хребту не меньше километра. Еще через два часа «битвы» с бамбуком, решив, что прошел нужное расстояние, я начал спускаться.  Спуск по южному склону оказался сложней, чем весь предыдущий путь. Весь бамбук был пронизан и покрыт сетью из «ползучих» лиан. Достав нож, дорогу себе буквально прорезал: два шага делаешь – минуту работаешь ножом, и так далее. Спускаясь, я надеялся, что скоро выберусь на берег моря. Какое же разочарование постигло меня, когда пологий спуск вдруг закончился отвесным семидесятиметровым обрывом. Это означало, что снова придётся выбираться наверх, а силы были уже на исходе.

обрыв
обрыв

обрыв скала

Собравшись одеть ранее снятый рюкзак, я сначала с удивлением, потом с тревогой вдруг осознал, что не могу оторвать его от земли. До меня стало доходить, что ни в коем случае нельзя было идти без продуктов. Сам голод меня не пугал, к нему организм привыкает достаточно быстро, но то, что я не мог взять вес, который до этого легко нес два дня – это было проблемой.

— Спокойно, Влад, спокойно, — сказал я сам себе, — ты просто здорово устал, надо немного отдохнуть!

Забравшись на прижатый ветрами к земле ствол седловидного дерева, я лег, попытался расслабиться и через некоторое время уснул. Примерно через полчаса проснувшись и почувствовав себя значительно лучше, я стал думать, как выбраться. Учитывая сложность спуска, подняться вверх было нереально, поэтому я направился влево, в следующий параллельный моему, распадок, по которому я надеялся попасть к морю. К сожалению, этот распадок тоже заканчивался отвесной стеной, но в нем не было бамбука, и мне удалось подняться высоко вверх. Если внизу распадки были далеко друг от друга, то вверху они как бы сходились в одну точку, поэтому я легко перешел в третий. Сил ползать по этой «бамбучине» уже не оставалось, и я снова стал спускаться. «Будь что будет!» – думал я: «Если сейчас не доберусь до берега, то заночую прямо здесь». К счастью этот распадок, хоть и выходил на обрыв, но кончался не скалой, а большой крупнокаменистой осыпью.

спуск
Осыпь

Аккуратно ступая, чтобы эти камни не посыпались еще раз под моими ногами, мне удалось спуститься вниз к морю, где мне открылась мрачная, и в то же время величественная картина. Весь берег был усеян огромными камнями, о которые с шумом и брызгами разбивалась волна, слева тянулись высокие уходящие под воду скалы.

каменистый берег

kamni

В одной скале была прорублена арка, а рядом в море лежала затопленная японская шхуна. Справа, спускаясь по крутым порогам в море, впадала река Птичья.

мыс Канабеева с юга
Мыс Канабеева
туннель
Арка

Немного отдохнув, я сделал одно приятное дело – проколол в ремне еще одно отверстие, потому как от моего живота ничего не осталось, и штаны начали спадать.

Не доходя пару километров до Атласова и увидев в море большую отмель, я решил наловить каких-нибудь ракушек. Голодать дальше при больших нагрузках было рискованно. К моему удивлению и сожалению отмель была абсолютно пустой – голые камни и все. Не было ни краба, ни ракушек, ни ежей.

Подхожу к Атласова.

Атласово
Атласово

Далекий загадочный поселок, сколько раз смотря дома на карту, я думал: «Что же он из себя представляет? К этому поселку нет, не то, что дорог, даже троп никаких нет». Единственная связь с миром – это порт. Порт очень живописный. На расстоянии в сотне метров от берега, в море стоит скала. Слева скала соединена с берегом бетонным пирсом, а справа заход в ковш. Получается такая полу-естественная, полу-искусственная бухта. Сам поселок находится в распадке в долине реки Анастасия и состоит всего из четырех домов. Через речку проложен деревянный мост. На берегу, на высоком обрыве стоит полосатый маяк. И все это вместе мостик, порт, маяк, Атласово, Анастасия – очень красиво звучит.

порт
Порт
мост Атласово
мостик

К вечеру дядя Бог сжалился надо мной, и мне здорово повезло.

река Водопадная
река Водопадная

Пройдя Атласово, на берегу моря в районе реки Водопадная, уткнувшись носом в песчаный берег стояла плоскодонная самоходная баржа. Сначала я подумал, что это местные рыбаки и, окликнув людей, находящихся на палубе, спросил, есть ли там дальше проход по берегу или там снова какие-нибудь скалы. «Что там дальше – мы не знаем, так как мы не местные», — был ответ: «И судя по вопросу – ты тоже не здешний»! «А я турист, — ответил я, — хожу там, где никто не ходит». «Ну, заходи к нам, перекусишь что-нибудь». Ребята собирались ужинать, и я как раз подошел вовремя. Усевшись за стол, мне налили огромную чашку горохового супа с тушенкой, и это была даже не чашка, а маленький тазик литра на три. Как я  ел!  Это был самый вкусный суп в моей жизни! После  трех дней голодовки и высоких нагрузок – вкатило по полной! В процессе разговора выяснилось, что моряки пришли сюда из Владивостока восстанавливать работу маяка, и объяснили, что теперь он будет работать в автономном режиме, от солнечных батарей.

Гости с Владивостока
Гости с Владивостока

Вообще эти ребята выглядели довольно живописно: все бородатые, прокаленные солнцем, ветром и морем. Я подумал, что их смело можно было бы снять в любом пиратском боевике.  Вообще говорили они о себе не много, в основном спрашивали и слушали меня. Всё удивлялись, как это я хожу один среди медведей и без оружия.

— Если бы не Ваш гороховый суп, ребята, то я бы тут умер без всяких медведей, — ответил я им.

После ужина, душевно поблагодарив моряков за компанию, я сошел на берег, стал ставить палатку и готовился к ночлегу.

Уже было за полночь, когда я вдруг резко проснулся от сильного чувства тревоги. Усевшись на корточки и приготовившись к решительным действиям, я стал прислушиваться, но всё было тихо, и минут через 15 тревога отступила. «Наверное, приходил медведь», — подумал я, после чего улегся и спокойно проспал до утра.

(продолжение здесь)

16 комментариев к “ПОХОД НА МЫС КРИЛЬОН ОДНОГО ТУРИСТА. Записки путешественника”

  1. Thumb up 2 Thumb down 0

    Прочитал повествование одинокого туриста ,просто супер! В одного,без еды, без оружия. Отчаянная голова! Какая сила духа и упорства, и жажда приключений. Так и захотелось пройтись этим маршрутом, осенью пойду! Жду продолжения описания похода.

  2. Thumb up 1 Thumb down 0

    Хорошая идея и её воплощение.Читал с удовольствием.Лена у тебя дар рассказчика.Если нужны фото и другие материалы обращайся-помогу.

    1. Thumb up 1 Thumb down 0

      Спасибо, Миша! Дар рассказчика у Влада, а я еще только учусь… Но вот хотелось бы на писать про Шпамберг, но пока мысли путаются. Столько походов!

  3. Thumb up 2 Thumb down 0

    Огромное спасибо за опубликованный материал ! Я вырос на Сахалине и никогда не забываю его. Пришлось поездить по странам и уже много лет живу в Канаде но наш остров всегда в сердце. Читая Ваше повествование у меня возникло сильное желание венуться на остров и пройти тем же путём.  И вообще хочется поменять многое в жизни. После своего опыта проживания за ганицей я прихожу к выводу, что Сахалин не взирая на все трудности быта был самым лучшим местом для проживания. В нём собрались во едино и красоты Японии и Канады и США. Мне довелось побывать в этих местах и я с полной уверенностью заявляю, что наш остров есть уникальное сочетание всех сторон света. Такого человеческого отношения от местных жителей не приходилось встречать нигде. Мои родители уже выехали с острова но мои друзья детства ещё там. Мечтаю встретиться и побывать в наших краях ещё раз. В Канаде с туризмом всё в порядке, очень в этом плане продуманная страна, встречаются интерессные люди. Очень хорошее туристическое оборудование которого я не видел даже в Японии. Тем не менее здесь нет того «шарма» который есть у нас на Сахалине.
    Ещё раз спасибо за добрые чувства ! Успехов Вам!
    Пишите если есть вопросы. =)

    1. Thumb up 1 Thumb down 0

      Спасибо за искренние слова, Олег! *THUMBS UP*

      Могу сказать только одно: Берите Ваше классное снаряжение и Приезжайте «побродить» по острову! Вы не пожалеете! *BRAVO*

      1. Thumb up 0 Thumb down 0

        Большое спасибо за приглашение ! В этом году как и в прошлом , скорее всего поеду к родителям в Питер и в Финляндию (тоже интересная природа, поразительный покой и тишина). А после буду планировать поездку на остров. Может подпишу кое кого из школьных друзей которые переехали в Питербург, но не забывают Сахалин.
        Рад был прочесть ответ, с нетерпением жду новых репортажей. Удачи Вам !

  4. Thumb up 0 Thumb down 0

    Полностью согласна с автором, что самое лучшее путешествие — пешком. И лучше не одному.Наверное идти в неизведанное — это состояние души.Я уже 8 лет в Калининградской обл. и только недавно нашла человека с которой могу ходить в походы. Здесь ,правда свои приколы — кабаны .Порой так землю перероют, будто трактор прошел. Боишься, а идешь. Влад очень хороший рассказчик —  Я с ним всю дорогу прохожу будто наяву.  Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye:  :good:  :rose:  :heart:  :negative:  :scratch:  :wacko:  :yahoo:  B-)  :-)  :whistle:  :yes:  :cry:  :mail:  :-(  :unsure:  ;-)