Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях!

Поход из Фирсова до Чехова

Автор: Попов Михаил Николаевич

Пеший поход по маршруту р. Фирсовка, р. Козья, через хребет Шренка, по р. Донской, по р. Найба, по р. Ратная через Камышовый хребет на р. Паутина, по р. Пучинка р. Чеховка, г. Чехов и на поезде до Холмска.

Состав группы: Попов Михаил Николаевич, Богданова Татьяна Ивановна, Пирожков Василий Васильевич и западно-сибирская лайка Грай.

Я с прошлого года планировал этот маршрут, узнал я о нем из «записок таёжника» Валерия Маслова, которого мы с Татьяной встретили во время прохождения маршрута в 2014 году от п. Шебунина по р. Виндис через Камышовый хребет по реке Могучи, Анивский залив. Время на разговоры не было, так как Валерий был занят работой, выяснилось, что он тоже путешественник и посоветовал нам зайти на его сайт. Что мы и сделали позже. Маслов этот маршрут проходил зимой. Позже я узнал, что группа молодых ребят в 2005 году по Новосёловке хотели перейти на Восточную часть острова. Но им пришлось изменить маршрут из-за болезни одной из участниц похода. Они доставили ее в г. Чехов, а сами поднялись по р. Чеховка.

Я тоже изменил свой маршрут в отличие от них. И вот наконец мы выехали из города Холмск в 23:30 до Томари, откуда на поезде в 03:30 до Фирсова. На машине до Томари нас довез мой зять Сергей. Со мной моя неизменная напарница по походам Татьяна, верный пес  Грай и старый товарищ, и бывший коллега по работе Василий Васильевич.

20.09.15г. День первый

Выйдя по прибытию из вагона на станции Фирсова, мы потопали по дороге в сторону реки. Шел мелкий дождь. По дороге нас догнала машина то ли рыбоохраны, то ли охот надзора, проверили у меня документы на оружие. Узнав о нашем маршруте, сказали, что будет трудно и пожелали счастливого пути. У одного из них охот угодья в верховье Фирсовки, он предложил пройти нам не по Фирсовке, а по Атомановке и выйти на Козью миную нагромождения камней. Но мы решили не отклоняться от маршрута.

Когда дошли до забойки, дождь пошёл нешуточный. Дойдя до нужного нам ответвления, сели под елкой — перекусили и тронулись дальше. Пройдя километров 7, время было около  часов, решили остановиться, так как вода стала мутная и сильно поднялась, идти стало сложно. Поставили бивуак, разожгли костер и сушились практически до утра.

DSCN0915 DSCN0154 DSCN0158 DSCN0924 DSCN0918 DSCN0928 DSCN0931

21.09.15г. День второй

Утром погода чудесная: вода спала, просветлела. Когда проснулись к нам со сторону распадка подошел медведь, полюбопытствовать, Грай его облаял, а Таня прогудела в свою дуду, и медведь удалился. Нам в этот день пришлось поднажать, так как вчера пол дня прошли бесполезно, а нам сегодня надо дойти до реки Козья и подняться по ней как можно ближе к подножью хребта. Рыба в реке есть, но мало, кета чередуется с горбушей, очень много медвежьих следов; оно и понятно, на всем протяжении маршрута только на р. Фирсовке мы видели красную рыбу. Видимо со всей округи медведи собрались на реках Восточного побережья. Интересно то, что довольно крупный медведь, по чьим следам мы шли вверх, свернул на р. Козья, как и мы, и тоже перевалил через хребет, где рыбой и не пахло. Зачем он ушел с такого хлебного места непонятно. По Фирсовке на всем протяжении реки  пока мы не свернули на Козью встречаются рельсы Японской узкоколейки. Одно время шли по берегу вдоль охотничьего путика. Река Фирсовка изобилует крупными скальными валунами. Чем выше мы поднимались, тем меньше рыбы, соответственно и медвежьих следов. До развилки на р. Козья подошли к половине второго, перекусили салом с сухарями и тронулись дальше по Козьей. В нижней её части идти было хорошо, пройдя километра 4, выбрав удобное плато, расположились на ночлег . Тент решили не натягивать, так как погода осадков не предвещала. Пока я заготавливал дрова, Василич выкопал колодец в сухом ручье на склоне, чтоб нам не спускаться к речке. Поели и легли спать, Грай есть отказался, так устал. Ночь прошла замечательно.

DSCN0939 DSCN0929 DSCN0938 DSCN0953 DSCN0177 DSCN0176 DSCN0174 DSCN0173 DSCN0169 DSCN0168

22.09.15г. День третий

Утром проснулись в 6 часов, подживили костер, сварили кашу, перекусили, я заклеил сапог, пробил камнем подошву. Потерял вчера часы, видимо доставал из нагрудного кармана карту и их выдернул. Вообще за три дня у нас большие потери: у Тани в первую ночь сгорели одна портянка (хорошо, что есть запасные) и носовой платок, а у Василича футболка, как он говорит ей 30 лет, носил и ничего, а тут в первую же ночь сгорела. Ну а я потерял часы, хорошо у Василича еще одни есть. Вышли в 9:30, часа полтора шли по распадку, когда пошли завалы, скользкие каскады решили попробовать пройти верхом по сопке, сначала идти было неплохо, но потом пошёл сплошной бамбук выше роста, и пройдя метров 400, спустились опять в распадок, где мы практически оказались у подножья хребта. Набрав воды в бутылку, она еще сочилась, двинулись вверх. Подъем оказался труднее, чем мы ожидали, во-первых, очень крутой, во-вторых, скальный, без уступов. Где по веревке, где держась за клёны, в некоторых местах они так густо разрослись, что подниматься через них с рюкзаками очень сложно. Хуже всего было Граю. Ближе к верхушкам хребта начался стланик. Не так много, но был. Наверх мы все же добрались, пока штурмовали хребет, нас два раза накрывал дождь, кратковременный, но этого было достаточно, чтобы мы вымокли до нитки. Наверху было прохладно, но без сильного ветра.

Мы сожгли фальшфейер в честь преодоления нами хребта, вершина хребта была настолько острая, что практически негде было стоять. Перекусили и начали спускаться вниз. Спустились, а точнее скатились в исток р. Донской быстро. По самой речке идти сложно, очень скользко, сплошные каскады. Один водопад метров 50,  но не крутой, а пологий, долго по веревке по нему спускались. Часа за два до темноты стали на ночлег, место выбрали не очень, но уже время поджимало так, что рады были и этому. За этот день устали все, особенно Грай, он, как пришёл, упал, так и не вставал. Натянул тент, заготовили дров, сварили ужин и спать. На реке Донской планируем сделать еще одну ночёвку, а потом уже выходить на Найбу. На протяжении сегодняшнего пути из живности встретили одну сойку и пару мелких птичек, все как будто вымерло. Растительность такая же, как у нас в Холмском районе, кроме кедрового стланика. В реке много мальмы, другой рыбы нет пока.

DSCN0962 DSCN0959 DSCN0958 DSCN0957 DSCN0991 DSCN0965 DSCN0964 DSCN0956 DSCN0955 DSCN0954 DSCN0222 DSCN0221 DSCN0213 DSCN0210 DSCN0209 DSCN0207 DSCN0195 DSCN0192 DSCN0190 DSCN0189

23.09.15г. День четвертый

Переночевали хорошо, никто не замерз, но ночью было очень холодно, заморозков еще нет, но из спальника вылезать не хочется. Граю без мяса скучно, сало мы даем ему мало, чтобы силы не потерял, пустую кашу он есть отказывается, а дичи как не было, так и нет. Я понадеялся на рябчиков, да на рыбу для Грая, но ни того, ни другого нет, а речную он есть не будет. Мы с собой взяли из расчета на 10 дней: 6 кг. крупы( 2 кг. риса, 2 кг. ячки, 2 кг. геркулеса), 1 кг. сала, 800 гр. сухарей и 1 кг. барбарисок и 1 пачку листового чая, также пол литра растительного масла, 0,3 литра соевого соуса, 10 головок чеснока. Нам то этого хватит, а вот собаке надо, что то мясное. Сейчас позавтракаем  ячкой, досушимся и часов в 10 тронемся вперед. Сегодня особо торопиться некуда, так как у нас еще одна ночевка на Донской, а завтра к обеду выйти на Найбу, а с неё на р. Ратную. Так что всё пока идет по плану. Вышли мы ровно в 10 часов, р. Донская на всем протяжении пути очень скользкая, покрыта какой-то тиной. Так что идти приходится очень осторожно. Где позволяла местность, шли по лесу, в одном месте на слиянии с небольшим ручьем на пригорке, на дереве нашли связку старых капканов, чьи то охот угодья, но видимо давно никем не посещаемые.

Пройдя еще немного, нашли шампиньоны уже распустившиеся, выбрали пару самых свежих на ужин. Таня нашла гриб, похожий на гриб-барон, его тоже взяли до кучи. Дичи в этот день так и не добыли, на ночевку остановились где-то в полтора часа ходьбы до р. Найба. Я раз решил поймать мелочь, так как есть свободное время. На муху поймал штук 12 мальмочек. Сварили грибы с кашей, получилась довольно вкусная штука, шампиньоны можно с чем угодно готовить. Да и белок нам кстати. День сегодня был очень хороший, тепло, солнечно, и места прошли красивые, несколько водопадов сняли на видео и сфотографировали.

На р. Донской ниже слияния с ней р. Воробьевки по течению выходит ручей откуда много выносного угля. По самой Донской, в нижней ее части прямо вдоль берега просматривается выход пластов угля хорошего качества. на этот день заканчивается, сейчас заклею Танюше сапоги и спать.

DSCN0969 DSCN0215 DSCN0968

24.09.15г. День пятый

Утром вышли около 10 часов, точно не знаем, так как у Васильевича остановились часы, а телефоны распаковывать не стали. Примерно, через час с небольшим дошли до р. Найба. Река в этом месте мелководная, по крайней мере, в это время года, но русло широкое, разливается по весне, видимо прилично. Метров через 300-350 зашли на реку Ратную, она не такая скользкая, как Донская, идти по ней гораздо легче. В устье река узкая, дальше становиться шире. Пока она не стала расширяться, мы подошли к двухкаскадному водопаду, очень красивому, метров 10 высотой. Собака по водопаду подниматься отказался, полез по скалам в обход. Мы поднялись, пофотографировали  и пошли дальше. Дойдя до развилки, прошли еще минут 30 и расположились на ночлег. Да, не доходя до развилки с полкилометра , пошли осколки  от японской фаянсовой пиалы, а на самой развилке старую, видимо тоже японскую кастрюлю.  А  так больше никакого пребывания  здесь людей нет. Я наловил на улитку мальмы, штук 40. На улитку берет гораздо лучше, чем на муху. Сварили уху, кашу, просушились и спать. Завтра предстоит последний трудный этап нашего маршрута. По моим прикидкам к обеду мы должны быть на Камышовом хребте.

DSCN0975 DSCN0223 DSCN0970 DSCN0228 DSCN0232 DSCN0226 DSCN0973

25.09.15г. День шестой

Вышли ровно в 9:00 часов, распадок обычный, с завалами валунами и каскадами, но что хорошо, поднимались по нему плавно, сам исток реки практически исходил с вершины хребта, до верха оставалось метров 40. Там, правда, пришлось залезать по веревке, но это уже мелочи. Практически до самого истока шли угольные пласты. Р. Ратная для передвижения самая легкая из пройденных рек, но и самая извилистая. Подъем прошёл сравнительно легко, особенно с хребтом Шренка. На вершине мы были в 11:20, зажгли фальшфейер, перекусить решили на р. Паутине и двинулись через бамбук вниз к речке.  На слиянии Паутинки и Пучинки решили перекусить, здесь я обнаружил утерю ножа. Мой нож, который со мной много лет, жалко конечно, но идти обратно искать его в бамбук с кедровым стлаником. Сегодня, наконец-то удалось взять рябчика. Грай поднял его с кормежки. Остановились на ночь в 3 часа, наловил рыбы, причем мальмы здесь еще больше, чем на остальных реках, и она икряная, хотя в предыдущих уловах ни одной с икрой не было. Те были с Восточного побережья, а эта получается с Юго-Западного. Так вот наловил мальмы, причем много и крупной в основном. Сварили уху, сварили рябчика. Рябчика отдали Граю, а на бульоне сварили кашу, так ужин получился отличный. Судя по карте и по моим расчётам завтра к обеду должны выйти на Чеховку и впереди у нас еще одна ночёвка. А потом выходим в Чехов и на поезде домой.

DSCN0246 DSCN1002 DSCN0238 DSCN1001 DSCN1000 DSCN0999 DSCN0998 DSCN0993 DSCN0239 DSCN0989 DSCN0988 DSCN0991

26.09.15г. День седьмой

Утром проснулись, погода хорошая, позавтракали, собрались и вышли в 9:00 часов. В реке стала попадаться крупная рыба, кунджа и мальма сантиметров по 40. Её хорошо видно в ямах, ловить её некогда, да и не на что, наверняка ей нужен тампон или вареная икра. Так что идем вниз. Вышли к слиянию с р. Чеховка, ниже по течению Чеховки плес, на который сел крякаш, так как мы шли по берегу, он нас тоже заметил, взять его не удалось. С горя сели перекусили салом с сухарями и в 12 часов двинулись дальше. Шли по следам квадроциклов, которые спускались перед нами за день. Идти стало намного легче, где по тропе, где по дороге проложенной квадроциклами. В Чеховке в первый час ходьбы тоже встречалась крупная рыба кунджа и мальма, ниже по течению мы её не наблюдали. За день подняли двух рябчиков, но взять их не было возможности. Прошли р. Крестьянку и расположились километрах в 10 от Чехова прямо на берегу реки. Стан, где мы расположились то ли косарей, то ли браконьеров, удобно со столом и скамейкой. Место удобное, дрова есть,  жерди рядом через речку напилил вода рядом. Перекусили, обсушились и легли спать, еще с вечера видно было, что будет дождик. Ночью он и пошел. Нас немного подтопило, пришлось свернуть спальники, разводить костер и опять сушиться. К утру дождь прекратился.

DSCN1008 DSCN1006 DSCN0251 DSCN0248 DSCN0245 DSCN0244

27.09.15г. День восьмой

Утром до-сушились, собрали вещи и встали на финишную прямую. Вода в реке не поднялась сильно, идем хорошо. Где-то в двух километрах от водозабора остановились на глубокой заводи, я решил искупаться напоследок. Освежился, отдохнули и тронулись дальше. Дойдя до водозабора встретили молодого человека, он представился Романом, сказал, что увлекается рыбалкой и тоже любит путешествовать. Помимо интересовался, откуда мы, какой маршрут проделали, и предложил довезти нас на своем УАЗе до вокзала. До поезда оставалось еще уйма времени, но мы согласились, так как идти по размытой дождем дороге по населенному пункту не очень хотелось.

DSCN1027 DSCN0253 DSCN1031 DSCN1032 DSCN0256

И вот мы сидим на ж/д вокзале в г. Чехов, время 12 часов, поезд 19:37. Сейчас пообедаем тем, что у нас осталось из провизии, а осталось у нас грамм 150 сала, грамм 100 сухарей, одна головка чеснока и где то пол кило конфет. Остатки крупы доели сегодня на завтрак. На этом практически закончен наш маршрут, проходил он по бездорожью, не считая небольшой отрезок тропы на р. Фирсовка и относительно хорошего передвижения по р. Чеховке с тропинкой и дорогой. Все остальное по медвежьим тропам и по реке. Прошли без происшествий, на пол дня раньше намеченного, расстояние примерно ста с небольшим километров. Что хотелось бы сказать в заключении о моих спутниках и о впечатлении от маршрута: Таня прошла относительно легко, она вообще молодец, Василий Васильевич перенес поход похуже, все же возраст 62 года, дай бог нам дожить до этого. Да и подготовки маловато, тут еще и нога напоследок-разболелась, а так у него на позитиве прошел маршрут. Труднее всего пришлось Граю, передние лапы он толи наколол о бамбук, то ли стер о камни, в конце пути идти ему было очень тяжело, хромал. А так все довольны от увиденного, пережитого во время прохождения маршрута. Огорчает то, что живности в лесу становится с каждым годом меньше, горбуши и кеты тоже не прибавляется. Если в этом году горбуши практически не было, то в 2017 году такой возврат может быть нулевой. За весь  пройденный путь я всего 4 раза видел помет норки и 5 раз следы енота. Ни разу Грай не облаял ни белку, ни соболя. Ну, медвежьих следов мало, понятно, ищут где рыба есть, или на ягодниках. А не будет красной рыбы и медведей наверняка поубавиться. Обидно конечно, что некогда богатейший край беднеет на глазах. И напоследок: сидя на вокзале, чтоб скоротать время купили газету и кроссворды. Оказалось что сегодня 27 сентября — Всемирный день туризма. Приятно, что подгадали завершение маршрута, как раз в этот день. Как писал Джек Лондон: «За тех, кто в пути».

2 комментария к “Поход из Фирсова до Чехова”

1. Thumb up 2 Thumb down 0

Красивые фотографии иллюстрируют хороший активный отдых.
    Не зря, наверное, говорят, что если Вы хотите узнать, нравится Вам человек или нет, то возьмите его с собой в путешествие. И все станет понятно.

1. Thumb up 0 Thumb down 0

Вы совершенно правы, Елена! Всё так и есть, зато, уж с кем подружился в лесу, так это навечно!