Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сетях!

Колдовское озеро (часть 1)

Очень многие туристы не раз предпринимали походы в поисках Колдовского озера, но не все его находили с первого раза. А многие, предприняв один поход, думали, что никакого озера там нет, и уходили ни с чем. Но, наверное, поэтому и название у него такое — Колдовское, что с первого раза не найдешь. А найти могут только очень упорные люди, которые не бросают начатое дело на полпути. Одни из них — мои друзья, о которых и пойдет этот рассказ…

КОЛДОВСКОЕ ОЗЕРО

АВТОР ВЛАДИСЛАВ КОТ

Часть первая. Поиски начались.

Как хорошо, что я рос в те времена, когда еще не было  компьютеров и интернета. Может быть именно поэтому мне удалось прочитать десятки прекраснейших произведений таких авторов как Эдгар По, Герберт Уэллс, Артур Конан-Дойл, Джек Лондон, Александр Беляев, братья Стругацкие и многих других. Представляю, если бы я был пацаном сейчас, в наши дни, и открыл бы, к примеру, Джека Лондона, а сбоку вылезло какое-нибудь окно с порнухой. Что? Я стал бы читать этого Лондона? Скорей всего «лазил» бы по этому окну, пока не отупел бы вконец или что еще хуже, увлекся бы деградирующими ребенка стрелялками.

Недавно случайно услышал разговор двух молодых людей:

— Бли-и-и-н! – взахлеб и с восторгом говорил один другому, — Я такую классную игру скачал! Там прямо бьешь кого-нибудь, и появляются синяки! А если режешь ножом, то кровь течет, как настоящая!..

По-моему, полный идиотизм! Похоже наше будущее в опасности! В этом месте предвижу многочисленные возражения в том, что, дескать, интернет – это великое  и полезное изобретение человечества. Согласен, полезное, но это взрослое изобретение или, другими словами, полезная взрослая вещь, такая как, например, автомобиль, самолет, пароход, космический корабль и так далее. И даже взрослые люди не всегда справляются с этими изобретениями, а дайте эту вещь ребенку и вы получите стопроцентную катастрофу.

*  *  *

Счастье каждый понимает по-своему.  Возможно, кто-то перечислит много разных вещей и условностей, которые необходимы ему для полной гармонии. Мне  же надо просто собраться и уйти в поход.

В походе я забываю про все: про свою работу, про города и машины, про компьютеры и телефоны, и прочую ерунду. Из головы вылетает весь мусор, и остаются только прекрасные, похожие на песню слова: перевалы, стоянки, костер, палатка, маршрут, азимут, пороги, водопады, ручьи, переходы, ночевки, тропы и т.д.

Если к этому добавить развитое великими книгами воображение, то получается полная гармония. Даже просто смотря на карту, я вижу там не полосочки и кружочки, а таинственные распадки, волшебные озера и заколдованные леса.

*  *  *

Осенью 2009 года, возвратившись с похода на Язевое озеро, я буквально заболел этими маленькими, затерянными в горах неизведанными озерами, и, следующим по плану был, найденный на карте, водоем, в верховьях реки Тиабут в юго-западных отрогах Мицулевского хребта. Поделившись этой идеей с товарищем, мы решили, во что бы то ни стало, найти его. Кроме озера нас привлекал туда и сам район: глухие нехоженые места. К тому же, по одной, из слышанной мной, краем уха, легенд где-то в тех местах, японцы, для своего императора разводили карпов.

Было уже начало ноября, и всего лишь три, свободных от работы дня, но решив уложиться в этот срок мы рискнули — собрались и тронулись в путь.

2 ноября.

vyshli_s_Sinegorska

Вышли с Синегорска. Спокойное морозное утро, кругом лежит снег, но еще не глубокий.

neglybokiyi_sneg
Неглубокий снег

Природа замерла и приготовилась к зиме. Идем по ручью Сары.

kolodezh
Колодец

По пути попадаются колодцы и задвижки, и, через пару километров выходим на небольшую плотину. Судя по состоянию колодцев — водовод действующий.

plotina
Плотина

На развилке, после небольшого привала, уходим по правому ручью.

razvilka
Развилка

Через час пути распадок упирается в почти отвесный, но невысокий хребет.

hrebet
Хребет

Правее поднимается хорошо нахоженная, наверное, браконьерская тропа. Почему поселок, с которого мы вышли, называется Синегорском, мы поняли, когда выбрались наверх. Сверху  открывается величественная панорама темно-синих гор.

sinie_gory
Синие горы

Горы с синевой я видел не раз, но в этих местах этот цвет выражен особенно ярко.  С перевала «сваливаемся» в истоки р. Глухая — один из притоков Тиабута. Необычный ландшафт — спускаешься и попадаешь как бы в котел, что-то вроде сухого озера, выберешься с него и попадаешь в следующий, только уже пониже уровнем. Кроме каскада котловин, места необычны еще и своими реками — километр вода, километр — сухое русло и так почти на всех притоках верховьев Тиабута.

*   *   *

Юрий Захарыч — мой спутник — удивительный человек, на 12 лет старше меня, а по лесу «прет» так, что не угонишься! Притом, что кроме рюкзака он несет ружье, патроны и еще успевает фотографировать.

Zaharych
Захарыч

Дома Захарыч притворяется — делает вид, что у него слабое зрение, ходит то в очках, то с увеличительным стеклом. В лесу же он безо всяких очков примечает всё: жучков, муравьев, ягоды, грибы, растения, птичек и рябчиков. Я в кабинете окулиста вижу всю нижнюю строчку, нитку в иголку вставляю — не задумываясь, а где прячется этот рябчик, никак не могу разглядеть. Юра же на полном ходу вскидывает ружье… Бах! И добыча готова.

*   *   *

Путешественникам это знакомо — идешь по тайге веселый и счастливый и, вдруг, раз!.. и тебя охватывает беспричинный страх, и хотя вокруг все спокойно, пока не пройдешь это место — беспокойство не отступит. Это, так называемые, положительные и отрицательные энергозоны.

srosshiesya_derev`ya
Сросшиеся деревья — признак отрицательной зоны.

Идем по незнакомому распадку. Такое ощущение, что природа за тобой наблюдает: что ты сделаешь, как поступишь в той или иной ситуации? Юра добыл рябчика, и сразу после выстрела пошел сильный дождь — что это? Совпадение или есть какая-то связь?

К примеру, на одном из озер Шпамберга, неосторожным словом можно испортить погоду или, наоборот, с помощью несложной процедуры, значительно ее улучшить. Если в этот момент, уважаемый читатель покрутит пальцем у виска, я не расстроюсь. Этому почти никто не верит, за исключением тех, кто наблюдал этот процесс собственными глазами.

*   *   *

Собираясь в этот поход и надеясь на то, что уже снег и мороз, мы не стали брать с собой тент. И когда пошел сильный дождь — это стало для нас неожиданным и неприятным сюрпризом. Мы были полностью мокрые и при нулевой температуре не могли остановиться на привал, потому как сразу же становилось очень холодно, и негде было переодеться и спрятаться от дождя.

chay_pod_dozhdem
Чай под дождем

Конечно, можно было бы раньше запланированного времени встать на конкретную стоянку, развести большой костер, погреться и посушиться, но в этом случае, мы бы не смогли уложиться за те три дня, которые у нас были. Пройдя несколько километров и порядком вымотавшись, мы надеялись, что вот-вот найдем озеро. По карте оно было где-то совсем недалеко. Но наступали сумерки, а озера все не было, к тому же нам предстояло полночи «воевать» с костром и сушкой одежды. И вдруг! — О великое чудо! Дядя Бог решил нам немного помочь — совершенно случайно натыкаемся на охотничью избу! Намаявшись за день, такой подарок мы пропустить не могли. Внутри была печка, дрова, посуда, одеяла и все как положено. Добавив к этому удовольствию супчик из рябчиков и сто грамм, мы с товарищем получили такой кайф, который, наверное, понятен только намаявшимся путешественникам.

sypchik_&_100_gramm
Супчик и сто грамм :)

3 ноября.

По сравнению с погодой вчерашней — сегодняшняя — «земля и небо». Ветра нет, яркое солнце, птички поют и все красиво, как будто и не было никакого ливня. Настроение отличное. Находимся в предвкушении открытий. По карте озеро должно быть максимум в полуторе километров отсюда.

Оставив вещи на стоянке — вышли налегке. Минут через десять я обнаружил, что забыл взять компас и карту, оставшуюся в другой робе, которая сушилась. Возвращаться не стали. Распадок «тянулся» прямо по направлению к озеру, и я надеялся, что найдем мы его без труда. Это было ошибкой. Еще минут через пять ходьбы распадок вдруг резко кончился, и так же неожиданно исчезла река. Главное, позади себя мы видели бурный поток, а впереди не было даже русла: вода текла прямо из-под земли.  Далее круто вверх поднималась медвежья тропа, пройдя по которой, вскоре, мы снова стали спускаться вниз и попали в сухую глубокую котловину. Судя по отсутствию в ней бамбука и растительности — она часто заполнялась водой.

suhaya_kotlovina
Сухая котловина

— Похоже, что это и есть то озеро, которое мы ищем, — сказал мне Юра, — и скорее всего здесь также, как и на Язевом — весной вода, а летом сухо.

Полазив по бамбуковым зарослям этого района еще пару часов мы, мало того, что ничего не нашли, так я еще и потерял пакет с очень хорошими и дорогими, взятыми на всякий случай, рыболовными снастями.

— Короче, без компаса и карты здесь нечего делать, — сказал я, — возвращаемся на стоянку!

*  *  *

Времени у нас было мало, но все же, взяв со стоянки, что нужно, я снова вернулся в этот район, где кончалась река.

Найдя это место на карте и высчитав азимут, получалось, что надо было подниматься на самую высокую гору, которая там была. Так как верить, кроме компаса было некому, я пополз вверх.

Выбравшись, за хребтом я увидел еще одну глубокую и тоже сухую впадину. Далее продолжать поиски было уже некогда, т.к. до села Чистоводное, куда мы планировали вернуться, оставалось еще не менее тридцати километров.

Назад возвращались разочарованные.

— Да-а-а, — пошутил я в пути, — на озере настреляли столько уток, что еле плетемся.

— Ага, — ответил Захарыч, и такая крупная рыба клевала, что оборвала все твои снасти!

Спускаясь с верховьев Тиабута, вскоре мы наткнулись на одну из старых японских стоянок. Это была высокая ровная терраса, с вырытыми посередине, уже осыпавшимися и заросшими ямами. Рядом протекал ручей, в котором мы обнаружили множество осколков кухонной посуды, сделанной из высококачественного нетемнеющего фарфора. Уцелело только одно блюдце. На нем был традиционный японский рисунок: скала, с растущей на ней раскидистой сосной и чуть поодаль две хижины с плетеными бамбуковыми крышами. На обратной стороне блюдца находилась гравировка — 1918 —

tarelka

К вечеру дошли до р. Вишневая  и остановились на ночлег.

stoyanka_na_Vishnevoy
Стоянка на Вишневой
vishnevaya
Вишневая

4 ноября.

Последний третий день пути.

Сразу за Вишневой начинается дорога. Идем по так называемому, Комсомольскому распадку.

komsomol`skiy_raspadok
Комсомольский распадок

Грязь и лужи замерзшие, снега почти нет, топаем как по асфальту. Единственная сложность — большая вода и много речных переправ. Броды переходим, держась за руки — очень сильное течение. На полях много шиповника. Насобирали полный котелок и на привале сварили шикарный компот, где на литр воды было три литра ягоды.

shipovnik
Шиповник

Часам к четырем вышли в поселок.

Поход окончен, скоро будем дома…

P.S.  Анализируя дома это путешествие, я пришел к выводу, что:

Во-первых, для походов в незнакомые места надо иметь времени больше, чем планируется на первый взгляд.

Во-вторых, первый раз столкнувшись с исчезающими реками и каскадами котловин стало ясно, что этот маршрут требует более детальных азимутов и  ориентиров, и тактика переходов с одного распадка в другой здесь не подходит.

2 комментария к “Колдовское озеро (часть 1)”

1. Thumb up 3 Thumb down 0

Тема очень интересная.Район очень своеобразный.Поэтому необходимо,хотя-бы некоторые знания в обращении с картой и компасом.Удачи всем,кто рискнёт пойти на маршрут! Спасибо за статью. Как-будто заново побывал на природе!!!